Использование «восстановленных» труб в контексте общего состояния ЖКХ России. Часть 1. «Институт глобализации и социальных движений»

ВВЕДЕНИЕ

Тот факт, что жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) в России является болевой точкой не только экономической, но и социальной системы, хорошо известен. Этот сектор страдает от всех бед, характерных для отечественной экономики и общества в целом, но здесь эти проблемы, противоречия и слабости проявляются с особой остротой и бьют непосредственно по жизненным интересам, ощущаются в быту населения.

В сфере ЖКХ мы сталкиваемся с постоянным и взаимоподдерживающим соединением трех разрушительных факторов — износом основных фондов, неэффективностью управления и коррупцией. Неизбежными спутниками износа оказываются аварии и рост расходов, систематически перекладываемых на потребителя. А в условиях постоянных сбоев в системе появляются дополнительные возможности для воровства и всевозможных коррупционных практик. Ещё в начале 2000-х годов авторы, позднее вошедшие в коллектив ИГСО, отмечали угрожающее нарастание проблем, порожденных повсеместным износом оборудования, используемого российскими предприятиями практически во всех секторах народного хозяйства, от обрабатывающей промышленности до энергетики и транспорта. Этой же теме был посвящен ряд докладов и релизов института.

«Трубное дело», разразившееся в ноябре-декабре 2012 года в Санкт-Петербурге, стало очередным доказательством того, насколько остро стоит проблема износа основных фондов в сфере ЖКХ и насколько она выходит за рамки чисто технических вопросов. В центре беспрецедентного по масштабам скандала вокруг расследования коррупционных схем, связанных с заменой труб тепло- и водоснабжения, оказались многие бывшие и нынешние чиновники комитетов и ведомств правительства Санкт-Петербурга и коммерсанты, участвовавшие в освоении бюджетных средств. Анализ фактов, выявившихся в ходе скандала, дает основания полагать, что подобные схемы использовались не только в Петербурге, но и в других городах России. В связи с этим возникла необходимость рассмотреть всю проблему в комплексе.

Износ основных фондов, являющийся острой проблемой не только сам по себе, в сложившихся условиях, на фоне общей неэффективности, отсутствия контроля снизу, прозрачности, четких правил и критериев качественной работы, создает почти "идеальную" ситуацию для возникновения различных коррупционных схем, которые в свою очередь усугубляют общий кризис на техническом и технологическом уровне.

Однако общие сетования на низкую эффективность и коррумпированность системы ЖКХ не заменяют конкретного анализа процессов, происходящих в этом секторе экономики, а главное — долгосрочных и среднесрочных последствий имеющейся коррупционной практики и неэффективности. Эти последствия зачастую непонятны даже самим чиновникам, принимающим решения, поскольку вопрос во многих случаях сводится к финансовой стороне. На переднем плане оказывается стремление любой ценой удешевить работу, а при благоприятных обстоятельствах извлечь из этого личную выгоду. Для того, чтобы комплексно оценить масштабы проблемы, необходимо рассмотреть ее технические, технологические, экологические, медицинские и другие составляющие. Для решения этой задачи в части, касающейся исследования технических вопросов, коллектив ИГСО привлек к сотрудничеству Центр Химико-Экологической Общественной Экспертизы.

Анализ положения дел в ЖКХ, в том числе ситуация с использованием «восстановленных» труб, демонстрирует нарастание кризиса на техническом и технологическом уровне, который усугубляется сложившейся практикой принятия решений. Речь идет о проблеме, выходящей далеко за рамки ЖКХ. С одной стороны, конкретные симптомы той же "болезни" мы можем наблюдать в других секторах экономики и сферах жизни (в данном случае трубное хозяйство является своего рода "моделью", уроки которой могут быть перенесены и использованы в других отраслях). С другой стороны, создавая для граждан постоянный стресс на уровне повседневного существования, локальный отраслевой кризис становится источником социального недовольства, которое при определенных условиях легко может перерасти в политическое. Наконец, до сих пор мы имели дело с растущим числом локальных аварий. Однако при сохранении нынешних тенденций возникает угроза "перехода количества в качество", когда нарастающее число технических сбоев может обернуться техногенными катастрофами гораздо большего масштаба.

Обществу и государству необходимо осознание возникающих опасностей, на основе которого могут быть приняты адекватные меры системного характера.

1. ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ В ЖКХ РФ, ИЗНОС ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Катастрофическое состояние ЖКХ – одна из самых острых проблем современной России. Происходившая на протяжении 25 лет деградация коммунальной отрасли привела к тому, что сложившийся здесь хозяйственный механизм, согласно заключению Счетной палаты, «не обеспечивает эффективную и надежную работу коммунальной инфраструктуры, ее модернизацию и бесперебойную поставку коммунальных ресурсов потребителям».

  • Среди наиболее болезненных проблем отечественного ЖКХ в настоящий момент могут быть названы следующие: несовершенство порядка формирования тарифов, непрозрачность формирования цен/ тарифов за услуги и текущей деятельности предприятий ЖКХ;
  • Несоответствие размеров платежей за пользование жильем фактическим затратам на его содержание; плохая управляемость, неконтролируемость, низкое качество работы предприятий жилищно-коммунальной отрасли и услуг, предоставляемых ими;
  • Несовершенство действующей системы финансирования работ, связанных с обслуживанием и модернизацией жилищного фонда;
  • Иждивенческое отношение пользователей к жилью, что приводит к его быстрому физическому и моральному износу;
  • Высокая степень региональной дифференциации состояния обеспеченности и качества предоставления жилищно-коммунальных услуг; несоответствие имеющихся инфраструктурных мощностей растущим требованиям и потребностям;
  • Высокий уровень монополизации сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг и слабое развитие конкуренции в этом секторе;
  • Несовершенство нормативно-правового регулирования деятельности отрасли, прежде всего в сфере диверсификации поставщиков услуг;
  • Неэффективная система управления, слияние заказчика и подрядчика и одновременно разрыв между потребителем и заказчиком услуг.

Перечисленные выше факторы способствуют консервации и дальнейшему развитию еще более масштабной проблемы, связанной с прогрессирующим износом основных фондов. По данным Счетной палаты России, опубликованным в июне 2012 г., степень износа объектов жилищно-коммунального комплекса превышает 60%. Согласно же цифрам, содержащимся в Докладе Министерства регионального развития РФ, на конец марта 2013 года этот показатель «порой достигает 85%». Доклад также приводит сведения Росстата о том, что на начало 2012 года в стране значились зарегистрированными 3,2 млн. многоквартирных домов, «степень износа 1,65 млн. из них — от 31% до 65%, еще 210 тыс. домов имеют степень износа от 66% до 70%».

Данные Росстата представляются заниженными. Есть все основания считать, что группа жилья с уровнем износа до 70% является по России намного большей. Основная масса жилплощадей в стране построена в советскую эпоху и отслужила 30-60% своего срока. Безусловно, преувеличивать степень износа советских жилых домов (даже панельных) не стоит: их возводили на 80-100, а не на 25 лет. Однако проблема состоит в том, что большинство зданий за минувшие двадцать лет имели недостаточное текущее обслуживание, редко и недостаточно ремонтировались. Неоднократно провозглашаемое реформирование сферы ЖКХ не помогло снять эту проблему, даже несмотря на повышение реальных доходов населения. Высокая коррупция в отрасли позволила недобросовестным компаниям и чиновникам по сути присваивать платежи жильцов, откладывая решение главных, системных проблем. В результате к 2013 году износ основных фондов в целом продолжает прогрессировать.

В таблице №1 ниже приведены характеристики износа основных объектов ЖКХ:

Таблица №1
Наименование основных объектов ЖКХ Средний износ основных фондов ЖКХ (%)
Котельные 53,2
Центральные тепловые пункты 50,9
Трансформаторные подстанции 54,8
Очистные сооружения водопровода 54,4
Очистные сооружения водоотведения(канализации) 61,1
Водопроводные насосные станции 59,8
Канализационные насосные станции 59,6
Тепловые сети 59,0
Водопроводные сети 64,1
Канализационные сети 61,0
Электрические сети 51,8
Подземная ливневая канализация 56,5
Мусоросжигательные заводы 19,1
Мусороперегрузочный станции 9,7
Мусоросортировочные комплексы 15,7
Жилищные фонды 39,5
Итого по Российской Федерации 46,4

 

1.1 Состояние систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения

Одной из наиболее проблемных зон жилищно-коммунального хозяйства России является система теплоснабжения. По сравнению с государствами Северной Европы российская система теплоснабжения на 20-30% менее эффективна, констатируется в Докладе Министерства регионального развития РФ.

«В последние 20 лет износ оборудования ТЭЦ и теплосетей критически вырос. Количество котлов со сроком эксплуатации более 30 лет составило 75%, в том числе более 50 лет – 23%, а турбин 64% и 18% соответственно». Низкая эффективность работы ТЭЦ из-за недостаточности потребляемых тепловых нагрузок и недоинвестирования отрасли в целях ее модернизации стала причиной снижения их конкурентоспособности на оптовом рынке электроэнергии и мощности, и начался процесс вывода объектов генерации из эксплуатации.

В тяжелом состоянии находятся тепловые сети. По разным данным, от 59 до 68% сетей выработали ресурс (критический срок службы трубопроводов превышен). Положение усугубляет отсутствие «резервирования в сетях (отсутствие закольцовок, перемычек) на ремонтный период и на случай аварий, в том числе на источниках тепловой энергии». Нередко разрегулированными являются гидравлические режимы. В результате резко повышаются «эксплуатационные расходы, в первую очередь, на электроэнергию, используемую для работы насосов, и ухудшается качество теплоснабжения».

Пугающе выглядит статистика по надежности. За последние пять лет повреждаемость «выросла в 1,7 раза; потери составляют более 20% (зарубежный опыт 6-8%); перекладка сетей по факту не превышает 2% в год от общей протяженности (при потребности минимум в 6%)».

В результате, например, в 2010 году экономический ущерб от аварий и инцидентов на тепловых сетях составил более 27 млрд. рублей. В перспективе — при сохранении текущего положения в системе ЖКХ и высокого уровня коррупции — потери для российской экономики будут расти. Между тем попыток системной работы по преодолению сложившейся ситуации по сути не наблюдается. Система продолжает разрушаться, в то время как вносимые населением в оплату услуг средства уходят из отрасли. В результате происходит рост уровня социального недовольства в связи с низким уровнем качества услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения (массовые «недотопы»). Раздражение в обществе вызывает практика значительных ограничений «многоквартирных домов тепловой энергией при аварийных ситуациях в системе теплоснабжения, длительные отключения горячего водоснабжения в ремонтный период».

Не менее проблемной является ситуация в российской системе водоснабжения и водоотведения. В нашей стране расход электроэнергии на подготовку и транспортировку 1 кубометра воды превышает на 30% европейский уровень. Перерасход энергии связан с низкой долей частотных регуляторов на электродвигателях в сетях. В 1,5-2 раза выше в России численность персонала. Особой проблемой является низкий уровень «замены водопроводных и канализационных труб, проведения санации водопроводных и канализационных сетей».

Иначе как катастрофическим нельзя охарактеризовать положение, сложившееся в России с качеством питьевой воды. Каждая пятая её проба «из разводящих водопроводных сетей не соответствует санитарным нормам по санитарно-химическим и каждая десятая — по микробиологическим показателям». В сельских районах страны около 30 млн. человек используют как питьевую не соответствующую санитарным нормам воду. «До 40% водопроводов с забором воды из поверхностных водных источников, обеспечивающих 68% водопотребителей в городах и поселках городского типа и около 10% в сельской местности, не имеют необходимого комплекса очистных сооружений для обеззараживания и очистки воды; по многим водозаборам не соблюдаются режимы зон санитарной охраны». При этом в природные водные объекты каждый год сбрасывается около 55 млрд. кубометров сточных вод. Почти 20 млрд. кубометров из них загрязнены сверх установленных норм.

В результате 55% населения России употребляет водопроводную воду, которая не соответствует экологическим стандартам.

1.2 Коррупция

Чаще всего наиболее узким местом российской системы ЖКХ называется дефицит средств, не позволяющий на должном уровне поддерживать состояние инфраструктуры, проводить ее своевременную модернизацию. Между тем есть все основания полагать, что этот дефицит является искусственным и порождается неэффективным управлением отраслью и в первую очередь, коррупцией. Понимание того, что многие проблемы ЖКХ связаны именно с коррупционными проявлениями имеется у руководства страны.

Так, в 2011 г. президент РФ Д. Медведев заявил: «В этом комплексе циркулируют большие деньги, которые далеко не всегда тратятся по назначению. В результате восстановление ЖКХ не идет, граждане испытывают дополнительную финансовую нагрузку, а ворюги наживаются».

Беспощадно бороться с соответствующими правонарушениями Д.Медведев, уже будучи премьер-министром, пообещал, выступая в Госдуме в апреле 2013г.: «Нужно каленым железом выжигать все, что связано с коррупцией в этой сфере, потому что там она достигла действительно космических размеров».

Восприятие отрасли ЖКХ как одной из наиболее коррумпированных характерно и для СМИ. По результатам контент-анализа медиа-пространства жилищно-коммунальная сфера занимает в рейтинге коррумпированности региональных министерств и правительств вторую позицию, уступая лишь системе здравоохранения. На нее приходится 13% упоминаний в прессе в связи с коррупционными актами. Соответствующие данные приводит Public.ru на основании обобщения материалов, вышедших в открытых источниках за 2012 год. Базой для исследования стали более 4000 российских СМИ, включая журналы, газеты, информационные агентства и интернет-издания. Необходимо подчеркнуть, что второе место по упоминаемости не означает, что коррупция в ЖКХ стоит на втором месте в стране и по своим реальным — выражаемым в денежной форме — масштабам.

Имеющиеся даже в открытых источниках цифры подтверждают справедливость таких представлений. В сфере ЖКХ ежегодно совершаются десятки тысяч преступлений. За десять с половиной месяцев 2012 года работники прокуратуры выявили 116 тысяч преступных актов по всей стране. Порядка 23 тысяч чиновников и бизнесменов были обвинены в коррупции. Суммарно ими было украдено около 33 млрд. рублей в ЖКХ. Стоит отметить, что за весь предыдущий 2011 г. было выявлено 16 тысяч различных нарушений, при этом сумма открытого ущерба составила 5,5 млрд. рублей.

Следует понимать, однако, что это лишь выявленные преступления. Огромное число коррупционеров остаются на своих местах и продолжают наносить ущерб экономике страны, благосостоянию и здоровью ее жителей. Известны следующие цифры. По словам Генерального прокурора России Юрия Чайки, его ведомством с ноября по декабрь 2012 года было получено 2500 жалоб на работу ЖКХ. Согласно же признанию сотрудников Оперативно-розыскной части по экономической безопасности Московской области, сделанному в декабре 2012 года, из множества заведенных за тот год дел до суда не добралось ни одно. Большая их часть осталась на стадии доследственной проверки. Сомнительно, что только сложность дел мешает правосудию разобраться с множеством преступников. Скорее, можно говорить о пронизывающей регионы коррупции.

Сами коррупционные практики в области ЖКХ в России чрезвычайно многообразны. Они были подробно рассмотрены в Докладе Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки»: «Коррупция в сфере ЖКХ» (Ленинский район Московской области). Данный материал позволяет понять, насколько масштабный характер имеет коррупция в жилищно-коммунальной системе России и как велико её давление на население.

  • Первая коррупционная схема строится на взимании «платы за услугу, которая не оказывается, либо двойное взимание за одну и ту же услугу, необоснованное завышение тарифов». Авторы документа констатируют, что большое количество «жалоб жителей Ленинского района Московской области касается незаконного взимания ежемесячной платы за обслуживание газового оборудования».
  • Вторая схема коррупции, это незаконные сборы на этапе подключения к коммуникациям. Нередко люди сталкиваются с прямым или слегка прикрытым вымогательством взятки, без дачи которой бывает невозможно подключить жилье к коммуникационным линиям.
  • Третья коррупционная схема связана с садоводческими объединениями. При превращении их в жилые поселки «с соответствующей жилищно-коммунальной инфраструктурой, находящейся в собственности садоводческих объединений» возникают коррупционные проблемы.
  • Четвертая коррупционная схема, это «ограничение в предоставлении услуг ЖКХ с целью захвата недвижимого имущества».
  • Пятая схема вымогания взяток связана с введением в эксплуатацию жилых объектов, и очень распространена в России. «При продаже многоквартирных домов, домов в коттеджных поселках в собственности строительных компаний остаются все коммуникации и подъездные пути, что является грубым нарушением градостроительных норм, безусловно, без подкупа чиновников для осуществления данной схемы невозможно обойтись». Компании-застройщики реорганизуются в управляющие компании: владельцам жилья приходится оплачивать их услуги по более высоким тарифам, чиновники на такое злоупотребление правами жильцов закрывают глаза, поскольку находятся в доле.

Россия имеет немало нормативных актов, затрагивающих вопросы коррупции в сфере ЖКХ. Указ Президента от 13.03.2012 N 297 "О национальном плане противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" ставит задачу повышения качества борьбы с коррупцией в области ЖКХ. Федеральный закон от 25 от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» — составляют основу правовой базы для борьбы с разного рода коррупционными нарушениями в системе ЖКХ. Помогать в этом деле должны также постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Казалось бы, различные федеральные законы, постановления правительства и местные акты создают достаточно эффективную правовую основу для борьбы с коррупцией в области ЖКХ. Однако вопреки обширности юридической базы и большой численности правоохранительных структур, преступления в сфере ЖКХ совершаются часто. Корень проблемы лежит не только в пронизывающей органы власти коррупции, но и в том, что решение накопленных проблем ЖКХ было вынесено в частную сферу без создания правил регулирования этой сферы, достаточных для полноценной защиты прав граждан - потребителей услуг ЖКХ. Государство во многом переложило ответственность на частный бизнес. Но в его работе, как и в деятельности смежных бюрократических структур, преобладает интерес скорейшего получения максимальной выгоды. В результате, незаконность различных действий не пугает многих бизнесменов и чиновников, а рассматривается ими как побочная и второстепенная «моральная проблема».

Не может быть признана успешной борьба с коррупцией и на региональном уровне с помощью специальных программ. Например, подобный документ, принятый на 2013-2015 годы в Самарской области, нацелен прежде всего на анализ положения и выработку "методических рекомендаций". Между тем главным индикатором эффективности работы учреждений ЖКХ остается уровень износа основных фондов, который продолжает увеличиваться. Повышение тарифов в России постоянно обосновывается необходимостью решить эту проблему. Однако на выходе мы получаем лишь рост коррупции в сфере ЖКХ и дальнейший износ, а не обновление основных фондов. Увеличиваются и риски, связанные с постепенным разрушением российской жилищно-коммунальной системы.

1.3 Использование «восстановленных» труб в системах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения

Еще одной, не отмеченной в цитировавшемся выше Докладе Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки», но активно использующейся в сфере ЖКХ коррупционной схемой является использование на коммунальных объектах «восстановленных» элементов оборудования и инфраструктуры. Речь идет о бывших в употреблении - изношенных технических изделиях, которым был придан товарный вид, устанавливаемым на объектах ЖКХ под видом новых и полностью исправных. Коренное отличие этой схемы от большинства уже перечисленных коррупционных практик заключается в том, что последствия ее применения не только способны нанести ущерб кошельку конечных пользователей, но и представляют серьезную опасность для их здоровья, а в ряде случаев – и жизни.

В фокус общественного внимания данная схема попала прежде всего в связи с громким петербургским "трубным делом". Хотя, как известно, в системе теплоснабжения Санкт-Петербурга достаточно регулярно происходят аварии и нештатные ситуации. Одна из последних произошла 16 апреля 2013 г. В результате дефекта в трубопроводе центрального отопления диаметром 700 мм на резервную схему теплоснабжения были переведены 230 зданий города.


Карта аварий на теплотрассах Санкт-Петербурга 2011 – март 2013 г.

Регулярно происходящие в городской системе теплоснабжения аварии заставили губернатора Санкт-Петербурга Г.Полтавченко обратиться в Следственный комитет РФ с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Проведенное правоохранительными органами расследование вскрыло коррупционную схему, в рамках которой ОАО «РУСТРУБПРОМ» поставляло бывшие в употреблении трубы: «вместо новых труб подкладывали городу кустарно перелицованный секонд-хенд, снабженный поддельными заводскими сертификатами». ООО "Петроком" занималось их установкой. Главное контрольное управление (ГКУ) «Управление заказчика» принимало работу и в полном объеме оплачивало её. Перечисленные деньги расхищались. В числе подозреваемых по делу оказались: председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению правительства СПб Александр Бобров, его преемник Олег Тришкин, гендиректор ООО «Петроком» Алексей Муравьев и многие другие бизнесмены и чиновники. Ущерб для бюджета по делу был оценен в 3 млрд. рублей. Проложено было 600 км некондиционных труб в системе теплотрасс.

Как показало расследование, хищения стали обычным делом во многих сферах ЖКХ Санкт-Петербурга. ООО «Петроком» занималось не только прокладкой теплотрасс, но и строительством некоторых систем подачи и отведения воды. О качестве этих работ информации пока не поступало.

Само по себе петербургское «трубное дело» оказалось знаковым. Оно продемонстрировало, что в России при желании можно обнаружить сотни подобных махинаций лишь в одной системе поставок, ремонта и установки труб. Исходя из анализа информации, опубликованной в СМИ, с начала 2012 года ущерб от аварий на водопроводах, теплотрассах, канализационных коллекторах по причине использования «восстановленных» и б/у труб составил около 5,25 млрд рублей. И это только доказанные случаи применения подобных труб! В целом по стране в системе ЖКХ происходит до 25 тысяч аварий ежегодно, а с учетом мелких инцидентов эта цифра достигает 100 тысяч аварий! Из них 200 аварий за последний отопительный сезон вызваны использованием именно б/у труб, причем опять же речь идет только о доказанных случаях.

Таким образом, можно констатировать, что использование «восстановленных» труб в системе теплоснабжения является системным фактором, препятствующим обеспечению эффективного развития отечественного ЖКХ, успешному решению проблемы прогрессирующего износа его основных фондов.

Особо следует остановиться на термине «восстановленные» трубы. Необходимо подчеркнуть, что о реальном восстановлении технических характеристик этого ключевого элемента коммунальной инфраструктуры речи не идет. На практике они лишь приводятся в товарный вид, косметически обновляются, и затем поставляются как новые или как восстановленные. Подобные трубы активно используются в инженерных системах городов и других населенных пунктов, что оборачивается авариями, ведущими к отключению сотен домов от тепла в холодное время года, но и несет угрозу массовых отравлений, кишечных и иных заболеваний (подробнее см. часть 3 и таблицу №3).

1.4 Социально-политические риски

В рамках неолиберальной экономической доктрины неэффективное функционирование и тем более разрушение какой-либо сферы с высоким уровнем государственного присутствия создает новые возможности для бизнеса. Так, деструктивные процессы в системе водоснабжения создали рынок очищенной воды и специальных домашних фильтров. Предполагается, что стихийное действие рыночных факторов само собой решит возникающие проблемы, если только правительство не будет «мешать рынку» (т. е. бизнесменам, находящим различные способы извлекать прибыль из сложившейся ситуации). Однако непосредственными пользователями, то есть, по сути, всем обществом разрушение системы ЖКХ воспринимается совсем не так, как либеральными экономистами и чиновниками. Население справедливо видит в нем общественное бедствие, а также признак неэффективности властей и частных компаний. Проблемы ЖКХ выступают мощным фактором усиления общественного недовольства. Попытки же властей реформировать ЖКХ на настоящий момент закончились провалом.

За период экономического подъема 2001-2008 годов и стабилизации 2010-2012 годов проблемы ЖКХ в России не были решены. С началом 2013 года в промышленности и торговле обозначился новый спад: кризис сферы ЖКХ переходит в новые условия, когда материальные возможности населения окажутся меньшими, проблемы будут усиливаться, а финансовые ресурсы государства сократятся. Усиление борьбы с коррупцией в такой обстановке не изменит положения качественно, даже если многие дела 2012 года будут доведены до суда и по фактам нарушения закона будут заведены новые.

Высокая аварийность систем коммунальной инфраструктуры в последние годы была обусловлена колоссальной нехваткой средств на ремонт и модернизацию основных фондов ЖКХ. В 2008-2013 годах их износ возрос, а внезапные выходы из строя стали более частым явлением. Вероятность появления новых аварийных ситуаций непрерывно возрастает, тогда как местные власти озабочены, главным образом, устранением наиболее явных источников проблем в системе ЖКХ. Частные улучшения дел с ЖКХ в крупнейших городах не меняют общего тяжелого положения.

В условиях ухудшения экономической обстановки недовольство людей дорогой, коррумпированной и имеющей низкую эффективность жилищно-коммунальной сферой будет резко возрастать. Многократные повышения тарифов обосновывались необходимостью решения проблем ЖКХ, но эти проблемы только увеличились, а коррупция — выросла до колоссальных размеров. Созданная государством сфера частного бизнеса в ЖКХ изначально была основана на стремлении избегать расходов и получать максимум прибыли. Коррумпированная бюрократия создала такой же бизнес, что в новых условиях приведет к усилению недовольства государством в его существующем виде. Аварии и необходимость платить за неоказываемые услуги будут в ближайшие годы подталкивать население к протесту.

Проникновение частного бизнеса в систему ЖКХ и переплетение интересов частных и государственных структур создают крайне запутанную, непрозрачную и неконтролируемую систему, в рамках которой «партнерство» общества с частным капиталом оборачивается свободой перекачки государственных средств в карманы предпринимателей и связанных с ними чиновников. Само по себе такое партнерство является питательной средой коррупции. Наряду с недовольством переводимыми на коммерческие рельсы медицинской и образовательной системами, население будет выставлять государству требования в сфере ЖКХ. Сама отрасль войдет в зону роста проблем, которыми россияне будут все серьезней озабочены. Значение недостатков ЖКХ будет возрастать. Для многих граждан счета за услуги ЖКХ - это крупнейшая статья расходов, являющихся очень часто еще и низкопродуктивными. Тяжело приходится пенсионерам. Затраты на жилье многих российских семей уже сейчас составляют от 20% до 50% доходов.

Для российской власти усиление кризиса ЖКХ вкупе с ростом проблем в экономике создает серьезную угрозу. Устойчивость политической системы будет в ближайшие годы проверена уровнем недовольства населения, и сфера ЖКХ здесь будет играть едва ли не важнейшую роль. Уже сейчас, по данным ВЦИОМ, ситуацию в ЖКХ россияне называют наиболее острой проблемой страны.

Попытка государства сбросить с себя сектор ЖКХ привела к усилению его объективного (далеко не только организационного) кризиса. В результате государству придется под мощным массовым давлением двигаться в обратном направлении.